Как определить, готов ли ребёнок интеллектуально к школе?
Это не так сложно: если у него широкий кругозор и достаточный багаж знаний, ответ очевиден.
Все психические процессы должны быть налажены, как-то – память, речь, мышление. В
6-7 лет ребёнку уже должны быть известны такие вещи, как название
города, в котором он живёт, адрес и телефон, фамилии, имена и отчества
родителей. Также он должен разбираться во временах года, месяцах, днях
недели, различать растения, животных. Ребёнок должен быть «включён» в жизнь, уметь делать выводы и размышлять, быть любознательным, восприимчивым к новому. Но
даже если он на лету ловит информацию, она всё равно может быть
абсолютно не систематизирована. Важно, чтобы он был способен находить
причинно-следственные связи, сравнивать предметы и явления, словом,
ориентироваться в окружающем мире.
Ребёнок должен многое уметь, ему следует уметь справляться с учебными задачами, быть наблюдательным, внимательным и кропотливым. Дети
должны уметь применять свои знания, иметь ясные представления о том, о
чём они ведут речь и с чем им приходится сталкиваться, ведь просто знать
что-то - недостаточно. Позаботьтесь о культуре речи ребёнка, если
требуется, позанимайтесь с логопедом. Ведь школьник должен усваивать
звуки и буквы, выразительно читать стихи.
Как же подготовить ребёнка к школе? Во
избежание детских комплексов, никогда не говорите ему, что он не прав,
будьте терпеливы даже к самым нелепым суждениям и вопросам с его
стороны. Развивайте его интерес к познанию, помогите ему научиться
строить предположения, гипотезы. Учите его анализировать – на примере
того же дерева: обсудите и вместе попробуйте выделить часть из целого:
ствол, ветки, листья, корни. Поиграйте в антонимы и синонимы, поиски
похожего и противоположного предмета, явления. Развивайте словарный
запас ребёнка, сочиняйте предложения и фразы.
Развивайте
память ребёнка. Это можно делать по-разному, но самый интересный и
творческий способ, это, пожалуй, иллюстрирование прочитанного материала.
Пусть схематично, главное, чтобы рисунок отражал суть рассказа. Учить
стихи также, несомненно, очень полезно.
Родители также должны позаботиться о гармоничном развитии детей. Нужно
помнить, что однообразные, рутинные занятия, так же, как и решение
большого количества примеров, и утомляет, и провоцирует рассеянность.
Собственно, ни о каком формировании мышления не может быть и речи в этом
случае. Родителям следует также способствовать развитию внимания
учеников: а именно тому, чтобы дети не отвлекались в течение 10-15
минут, и умели переключаться с одного занятия на другое. Во всём этом и состоит залог грамотного развития.
|