Образовательная программа
Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова для начальных классов
Родители детей, которые пойдут в первый класс, часто озадачены вопросом - какую модель обучения выбрать и как правильно выбрать. Начнут
ли их первоклассники учиться по традиционной модели или по
развивающей? Конечно, особенно важно выбрать подходящую школу и
программу, поскольку учебный процесс с самого первого класса
определит в дальнейшем отношение ученика к обучению в школе. По
мнению многих (и педагогов, и родителей), не нужно класть всю
важность только лишь на программу обучения. Так же очень важно
выяснить, насколько школа финансируется, какие учителя там работают.
Обязательно послушайте отзывы родителей учеников, которые уже
поучились в этой школе достаточно: нравится ли им учиться, даются ли
твердые базовые знания. И все равно, учитель высокого уровня в
хорошей, комфортной школе обучит ученика всему, что нужно по
программе, а у плохого учителя даже лучшая модель образования многого
детям не даст. Существуют два типа моделей обучения - традиционный и развивающий. Традиционные программы -
- «Перспектива»,
- «Начальная школа ХХI века»,
- «Планета знаний»,
- «Перспективная начальная школа»,
- «Школа России», «Школа 2100»,«Гармония»,
- «Классическая начальная школа».
Обучение по двум программам - автора Л.В.Занкова и авторов Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова - -считается развивающим.
Термин
«развивающего обучения» ввел психолог В.В.Давыдов. Развивающее
обучение отличается от традиционного обучения объяснительно -
сообщающего типа характером преподавания. Одна из развивающих программ
обучения - система психологов Даниила Борисовича Эльконина и Василия
Васильевича Давыдова. Многие (и педагоги, и родители) называют ее
гениальной, поскольку она согласована (внутри системы) и непротиворечива. Еще эту систему называют « безотметочным оцениванием», методы и приёмы, заложенные в этой системе, приводят к мощнейшему развитию ученика, поскольку ученик
трудится не на результат (оценку), а на свой личный рост и
достижение высоких результатов в образовании, и, что очень важно,
оценивает себя сам. В особенностях этой системы можно выделить плюсы и минусы. Плюсы: 1) В системе уходят от обычной цели ученика на хорошую оценку, на уроках создаются условия для стремлений учащегося к обучению,
к его росту, достижению больших успехов в учебе, к развитию умений,
навыков, получению глубоких знаний. Например, ученик что-то не помнит,
но он определенно должен знать, где и как самостоятельно найти ту
необходимую информацию, чтобы вспомнить. И еще, учащиеся по этой
системе знают, почему при умножении двух определенных чисел (например,
2 умножить на 5) получаем именно столько ( будет 10, а не 16).
2) Много внимания уделяют теории и логическому построению.
3) Система Эльконина и Давыдова будет интересна родителям, которые хотят развивать их ребенка и на способность анализировать, и, более того, на умение глубоко мыслить, необычно от сверстников.
4) В учебном процессе много внимания уделяют росту нормальной самооценки у ребенка – посредством
своей самооценки ученик уже в начальных классах начинает познавать
и реагировать на окружающих, внешний мир вокруг него, потом
выбирает тех (например, друзей-одноклассников), которые равны ему,
исходя из его самооценки, его умений и возможностей. Так же
программа учит критически оценивать собственные действия (самокритика) и действия своих сверстников, одноклассников.
К примеру, в 1-м классе дети учатся выбирать критерии, с помощью
которых они сами будут оценивать свои выполненные задания.
Некоторые из критериев: насколько аккуратно написано задание,
как правильно написаны буквы в соединении с другими буквами в
слове, как правильно написаны цифры и т.п. Далее уже в 3-м
классе ученики более самостоятельно определяют критерии, по
которым будут оценивать свои работы.
5) В этой программе в выполненных работах ученика оценивается каждое его усилие.
6) Оценивают преимущественно шкалами. Например,
урок русского языка - ученикам задано подчеркнуть все гласные
буквы, которые смягчают или придают твердость согласным буквам, а
затем оценивают свои работы таким образом: в тетрадях на полях
страницы чертят линию ( наподобие шкалы) и ставят на ней галочку
или крестик, который, по их мнению, обозначает, как они справились
с заданием. На их шкале чем выше поставлен крестик, тем лучше
они оценивают свои выполненные работы. А потом учитель тут же на
их шкале проставляет свои оценки-галочки, и ученики вместе с
учителем делают анализ поставленных знаков на шкалах.
7)
Личная самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Оценка
учителя прежде всего помогает ему создать свою собственную
нормальную самооценку, не заниженную и не завышенную. 8)
Если программа преподносится ученикам так, как это было заложено
авторами-психологами, дети, у которых вначале был даже небольшой
мотив к учебе, начинают ходить в школу с интересом, на уроках все
понимать, хотя возможно и не сразу.
Минусы: 1) Уровень преподаваемых предметов в программе Эльконина и Давыдова – очень высокий и сложный.
2) Эта программа не сочетается с другими программами обучения и
существует мнение, что впоследствии в более старших классах
переводить ребёнка в другую школу с другой программой не
рекомендуется. Если есть возможность (в старших классах этой программой
обычно не обучают), выбирайте эту систему обучения с 1-го по 11-ый
классы.
3) Может пугать отсутствие классической системы оценивания - пятибалльной
системы. Однако многие специалисты говорят, что обучение
контролируется. Учитель дает нужные рекомендации родителям и собирает
своего рода портфолио, «дело» творческих работ ученика. Вместо
классического дневника это портфолио служит показателем уровня успехов
ребенка в обучении.
4) По этой системе уже с 1-го класса изучают принципы строения языка, как
и откуда произошли числа и т. п. Понимать причины определенно
поможет при заучивании правил, и все же, необходимо ли это знать
детям с такого возраста, вопрос, пожалуй, спорный, и каждый родитель
пусть решает сам.
5) Особое внимание уделяют развитию работы в команде, навыков общения. Например,
ученики сами проводят свои исследования чего-либо, разделившись на
группы по 5 - 7 человек, далее вместе с учителем обсуждают
то, к каким выводам они пришли, и затем делают общий вывод. Но
такие же навыки работы отрабатываются и при обучении по другим
системам.
К слову.
Из опыта педагогов начальных классов г. Москвы: «Шкалы
при оценивании нужно постоянно менять, они должны одновременно
определять успехи и «пробелы» учеников в обучении. И все же
шкальная система хороша при оценивании в самом начале обучения в
начальной школе, к концу начальной школы дети хотят уже другими
способами оценивать себя, свои работы. Потому мы в своей школе стали
так же вводить и балльную, но не пятибалльную систему . Ставим
разное количество баллов. К примеру, на уроке математики в 3-м
классе ученики в течение 15 минут решают уравнения, договорившись с
учителем заранее, сколько баллов будет использоваться при оценивании этой работы. Решив 6 уравнений, ученик ставит себе 12 баллов». «Наш
многолетний опыт обучения детей этим «безотметочным обучением» в
самом деле дает нам причины заявлять, что при умелом и
профессиональном преподавании этой технологией у учеников уже к
концу обучения в начальной школе появляются твердая способность
достаточно (адекватно) оценивать свои знания и возможности, навыки
самоконтроля, а так же при обучении отделять уже известное
учеником от еще неизвестного. У детей сохраняется интерес к
учебе, что предельно важно. Мы утверждаем, что обучение по
Эльконину и Давыдову приносит хорошие результаты и после
начальной школы (в основной школе), поэтому мы используем эту
программу обычно до 7- го класса».
«Системой
Эльконина – Давыдова не обучают в старших классах. Если вы как
родитель выберете эту программу, знайте, что скорее всего после
начальной школы вашему ребенку придется перестраивать себя к
традиционной системе обучения, а это, возможно, вначале создаст ему
трудности». «Родители, я вам советую выбирать не программу обучения, не конкретную школу, а учителя, хорошего учителя . Я
считаю, что система Д. Эльконина и В.Давыдова – самая лучшая
программа обучения в начальной школе. Но другой вопрос, с
которым может столкнуться родитель - хватит ли его ребенку знаний,
навыков и умений? И еще совет родителям - не мешайте ребенку
своими знаниями, которые иногда искажены, учить суть
преподаваемых ему предметов. К концу уже 1- го класса он,
скорее всего, даже вас сможет научить образно и логически мыслить,
хорошо читать и писать бегло без ошибок».
|