Работа над техникой чтения
Этот процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение будет значительно затруднено, но кроме скорости, не менее важна осознанность чтения.
Рекомендации по развитию техники чтения
1. Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения,
не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше,
но чаще: почитал 5–7 минут и пересказал содержание абзаца. Через
час-два – еще 1–2 абзаца. Перед сном – еще одна порция.
Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в
течение часа за один прием.
2. Хорошие результаты дает чтение перед сном.
3. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего
чтения: ребенок читает одну-две строчки, после этого получает
краткий отдых. Такой режим получается, если ребенок
просматривает диафильмы. Этот прием вполне подходит тем детям,
которые читают неохотно.
4. Для того чтобы ребенок видел свои достижения в овладении
техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это
самым торжественным образом. Следует вооружиться часами с секундной
стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и легким текстом. Пусть
ребенок читает ровно 1 минуту. Подсчитайте, сколько слов он успевает
прочесть за это время. Ребёнку приятны изменения в скорости чтения.
5. Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения
не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно
падает. Научившись читать, ребенок открывает для себя мир
большой литературы. Особое место в нем занимают сказки. Сказка –
первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Сказка
приходит в дом тогда, когда в нем появляется малыш.
6. Так же развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко помогают стихи.
Полезно после разбора стихотворения попросить детей нарисовать
картинку, которая поможет разобраться, насколько понят смысл и передано настроение стихотворения.
7. Ребенка следует записать в библиотеку, где он может выбрать то, что нужно именно ему. Только каждодневное упражнение в чтении способно повысить технику чтения ребёнка.
- По материалам газеты "Начальная школа"
|